Воспитательная работа со студентами

Список кураторов групп

Общие положения

Приказом Министерства образования Российской Федерации в Перечень показателей государственной аккредитации и  критериев оценки введен новый показатель – «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В соответствии с данным документом оценке подлежат три показателя:

  • наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися
  • уровень организации воспитательной работы с обучающимися
  • формирование стимулов развития личности, то есть наличие самой организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.

Это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и чрезвычайной актуальности создания системы воспитательной работы на основе специфики конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.

С целью создания эффективной системы воспитательной деятельности по формированию активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, в Горном университете разработан комплексный план  воспитательной работы.

Комплексный план  содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной работой, методов воспитательного воздействия и технологии воспитания, характеристику модели личности специалиста – выпускника Горного университета.

Комплексный план  воспитательной работы представляет стратегию построения системы воспитательной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.

Воспитательная работа в вузе реализуется на следующих уровнях: на уровне вуза, факультета, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений вуза.

Первым уровнем управления воспитательной работой в Горном университете является вузовский уровень, позволяющий определить основные направления, реализовать общие цели и задачи воспитательной работы, разрабатывать и проводить на высоком профессиональном уровне общие мероприятия. Координирует работу Проректор по учебной работе, который  отчитывается об основных показателях воспитательной работы непосредственно ректору института по мере решения вопросов, реализации перспективного плана воспитательной работы.

На этом уровне управления воспитательной работой в  институте создан и успешно функционирует Студенческий совет.

Для координации работы в конкретных направлениях в вузе созданы: 

  • Институт кураторства;   
  • Институт студенческого самоуправления.

Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.

На уровне механического факультета

Декан МФ, зам. декана МФ по учебной работе в соответствии с планом воспитательной и социальной работы факультета координируют деятельность заведующих кафедр, зам. заведующих кафедр, кураторов. Декан МФ, зам. декана МФ по учебной работе на заседаниях кафедр периодически заслушивают отчеты кураторов об основных результатах воспитательной работы, обеспечивают возможность обмена опытом воспитательной работы между кураторами групп.

На уровне студенческих групп

Студенческая группа является центром воспитательной работы. В ней находят свое воплощение все вопросы, связанные с учебой, научной работой, воспитанием, трудом и досугом студентов.

Для обеспечения повседневного руководства учебно-воспитательным процессом в учебных группах на кафедрах механического факультета из числа наиболее авторитетных и опытных преподавателей, обладающих педагогическим мастерством и организаторскими способностями, назначается куратор группы. Назначение его проводится в начале учебного года на весь период обучения студентов.

Для решения воспитательных и учебных задач в группе, куратор использует различные формы и методы работы, основными из которых являются: привлечение студентов к научной работе,  индивидуальные беседы, собрания, экскурсии по историческим местам и т.д.

На собрании учебной группы избирается актив группы во главе со старостой.  

Институт студенческого самоуправления представлен следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений:

  • Студенческий совет;
  • Старостат;   
  • Студенческие творческие организации (научные, общественные, по интересам).   

В воспитательной системе Горного университета используются три уровня общеинститутских и кафедральных форм организации воспитательной деятельности:  

Первый уровень - массовые мероприятия. В качестве традиционных организуются следующие мероприятия:

  • Акция  «Первокурсник», в рамках которой проводится посвящение в студенты включает ознакомление с университетом, музеем и  домовой церковью, анкетирование первокурсников «Мир моих интересов», а также выдача учебной литературы – проводится в День Знаний  1 сентября;
  • Университетская спартакиада;
  • Конкурсы «Лучшая группа университета», «Мисс Горный университет»
  • Новогодние праздники;
  • Студенческая научно-практическая конференция;
  • Ассамблея студенческой науки;
  • Мероприятия, посвященные Дню Победы;
  • Выпускные мероприятия (вручение дипломов).

Второй уровень – групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива студенческих групп, работа студентов ассистентов профессоров, работа спортивных секций, общественных студенческих объединений.

Третий уровень – индивидуальная  личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

  • индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;
  • разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;
  • работа в составе временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере экономики и т.п);
  • индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей;
  • работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов.