Пашкевич Мария Анатольевна директор Центра Адрес: 199106, г. Санкт-Петербург, |
Сведения о проекте
Научно-образовательный центр создан 1 октября 2002 года при Санкт-Петербургском государственном горном институте (техническом университете) на базе сложившейся системы подготовки специалистов и фундаментальных исследований в области петро- и рудогенеза, недропользования и экологии в рамках научных школ Горного института при тесном взаимодействии с институтами Российской академии наук и Министерства природных ресурсов при поддержке Американского фонда поддержки и развития гражданских исследований (CRDF) и Министерства образования Российской Федерации (грант ST-015-02). Центр размещен на первом этаже корпусов № 1 и №6 Санкт-Петербургского государственного горного университета и включает научно-исследовательские и учебно-научные лаборатории общей площадью более 1500 м2.
Научно - образовательный центр - это:
1. Всесторонняя поддержка молодых исследователей;
2. Уникальная научно-исследовательская база:
- новейшие современные приборы ведущих фирм производителей;
- передовые методы исследований;
- высший уровень квалификации персонала;
- экспрессность, автоматизация и высокое качество проведения исследований;
3. Новейшие коммутационные сети, высший уровень компьютеризации учебного процесса и научных исследований;
4. Интеграция в международное образовательное пространство;
5. Обширные научные и деловые связи с крупнейшими промышленными предприятиями России и зарубежными фирмами.
Образовательный компонент
Цель образовательного компонента: Создание целостной системы подготовки и закрепления специалистов и кадров высшей квалификации для геологических научных и производственных организаций. Образовательная технология направлена на развитие научно-педагогических школ путем приема в институт талантливой молодежи, вовлечения студентов, аспирантов, молодых специалистов в научно-исследовательскую, учебную и учебно-методическую работу по приоритетным направлениям наук о Земле.
В соответствии с поставленными целями выполнен этап создания новой образовательной технологии, в основу которой положена программа непрерывного (довузовского, вузовского, послевузовского) участия талантливой молодежи в научных исследованиях.
Задачи образовательной программы:
- Создание устойчивой системы подготовки научных и научно-педагогических кадров нового поколения для отечественной геологической службы и производственных организаций;
- Поддержание и развитие профильных научных школ Университета;
- Реализация инновационного педагогического потенциала и интеграция в мировое образовательное пространство.
Модернизированы с учетом задач НОЦ учебные программы, методические указания по лабораторным работам и курсовому проектированию по специальным дисциплинам для студентов геологических и экологических специальностей, издан ряд новых учебных пособий и методических указаний.
Дополнительные формы учебной работы
В НОЦ проводятся курсы для студентов, аспирантов и сотрудников:
- Совершенствования языковой (английский) подготовки с носителями языка;
- Компьютерного моделирования по ГИС-технологиям;
- «Современные методы аналитических исследований»;
- «Метод электронной микроскопии и рентгеновского микроанализа»;
- «Современные методы анализа»;
- «Морфометрический анализ минеральных агрегатов, видеотестирование»;
- «Геоинформационные системы».
Развитие информационной среды
НОЦ работает в тесном контакте с Главной библиотекой и Горным музеем Университета. В НОЦ создан Банк минерально-геохимических данных по месторождениям золота, платиноидов, полиметаллов, редких металлов, слюды и геологический атлас России. Ведущие ученые НОЦ совместно с молодыми учеными публикуют результаты научных исследований для широкого круга специалистов, выступают с докладами на российских и международных конференциях, занимая высокие места.
Научная деятельность
Научная программа обеспечивает выполнение научных исследований на мировом уровне за счет привлечения кадрового потенциала Университета, использования современной материальной базы, тесной кооперации с институтами РАН и МПР, а также с другими организациями и предприятиями, зарубежными университетами и научными центрами. Научная программа ориентирована на всестороннюю поддержку молодых исследователей.
Основные направления научной деятельности:
- «Фундаментальные исследования минералов-индикаторов петро- и рудогенеза» - руководитель Ю.Б. Марин, д.г.-м.н., профессор, заведующий кафедрой минералогии, кристаллографии и петрографии.
- «Фундаментальные исследования трансформации горных пород в зонах интенсивного техногенеза» - руководитель Р.Э. Дашко, д.г.-м.н., профессор кафедры гидрогеологии и инженерной геологии.
- «Геохимические и геоэкологические исследования горных пород и минеральных отходов зон техногенеза» - руководитель М.А. Пашкевич, д.т.н., профессор кафедры экологии, аэрологии и охраны труда.
Основными задачами исследований в рамках вышеуказанных научных направлений являются:
- разработка геолого-генетических моделей крупных и уникальных месторождений на основе изотопно-геохимических исследований;
- разработка системы минералого-геохимических признаков крупных и уникальных эндогенных рудных объектов; изучение форм нахождения благородных и редких металлов в нетрадиционных месторождениях и техногенных образованиях;
- моделирование процессов формирования структуры агрегатов, пород и руд;
- изучение распределения и миграции токсичных элементов в горнопромышленных районах;
- инженерно-геологическое и геоэкологическое обоснование устойчивости инженерных сооружений в мегаполисах;
- размещение экологически опасных объектов, связанных с формированием портовых комплексов и техногенных образований.
Предполагаемое применение полученных научных результатов и методических разработок:
- в области совершенствования теоретических основ онтогенического анализа минеральных агрегатов, горных пород и руд;
- при идентификации первичных источников рудного вещества;
- в организациях, ведущих поисково-оценочные и разведочные работы;
- в организациях, работающих в области количественного анализа поликристаллических структур объектов различного происхождения (в металлургии, медицине, гляциологии и т.п.);
- у производителей приборной базы машинных технологий исследования и моделирования строения минеральных агрегатов;
- при подготовке высококвалифицированных специалистов в области изотопной, экологической и технологической минералогии, петрологии и минералогического материаловедения.