Наши выпускники не просто востребованы рынком труда. Диплом Горного университета — это огромное конкурентное преимущество при трудоустройстве. Оно обусловлено сплавом богатейших традиций, передаваемых из поколения в поколение, и внедрением передовых педагогических методик.
Мы также постоянно модернизируем нашу инфраструктуру, создавая комфортную для обучения среду, – инвестируем не только в закупку нового оборудования, реконструкцию аудиторий или лабораторий, но также в общежития университета, которые сегодня представляют собой комфортабельные академические комплексы со спортивными залами, прачечными и столовыми. Номерной фонд наиболее современных из них состоит из студий с собственными кухнями и санузлами.
Вот уже второй год по поручению Президента Владимира Путина наш вуз участвует в Пилотном проекте по улучшению качества подготовки кадров для различных отраслей отечественной экономики. Актуальность этой работы продиктована необходимостью отказа от навязанной нам Западом двухуровневой системы - то есть от обучения бакалавров и магистров - и перехода к полноценному высшему образованию, получаемому за 1 цикл. Лишь в этом случае мы сумеем подготовить настоящего инженера, обладающего всем необходимым набором знаний и навыков, что позволит ему оперативно адаптироваться на реальном производстве и построить там успешную карьеру.
Мы уже внедрили у себя новые образовательные стандарты, которые впоследствии будут масштабированы на всю страну. Так, на первых двух курсах все студенты, вне зависимости от направления подготовки, изучают единый модуль дисциплин. В него входят фундаментальные общеобразовательные и общетехнические предметы. Такие, как основы российской государственности, культура речи, высшая математика, физика, введение в IT, начертательная геометрия, математическое и компьютерное моделирование, экономика отрасли.
В нашу задачу входит не только подготовка высококвалифицированных специалистов для горнорудных и нефтегазовых предприятий. Университет — это ещё и среда, где формируются настоящие российские интеллигенты, которых отличает широкая образованность, высокие нормы морально-нравственной культуры, порядочность и благородство души. Именно поэтому у нас особое внимание уделяется таким, казалось бы, непрофильным направлениям подготовки, как русский язык и литература, социология и психология, физическая культура.
Кроме того, в Горном возрождён социальный институт кураторов и педагогических наставников. Первые помогают недавним школьникам, особенно тем, кто приехал в Петербург из других регионов, адаптироваться к новой для них академической среде. Вторые — берут на себя после третьего семестра часть ответственности за результативность обучения молодёжи.
Особое внимание уделяется освоению студентами дополнительных профессиональных компетенций, например, в области IT, риторики, экономики производства, а также получению ими практического опыта. Изначально – на тренажёрах, имитирующих различные технологические процессы, допустим, добычу нефти и газа на шельфе или управление карьерным самосвалом с возможностью моделирования нештатных ситуаций. Непосредственно эти симуляторы мы создали совместно с компаниями «Новатэк» и БЕЛАЗ. Всего же в число наших титульных партнёров входит 18 флагманских энергетических, машиностроительных, металлургических и нефтехимических холдингов. Таких, как «Газпром», «Роснефть», Русская медная компания, СИБУР, «Титан» и ряд других. На их площадках наши студенты проходят производственные практики общим сроком не менее 50 недель.
Мы выступили инициатором создания консорциума «Недра», который объединил технические вузы России, чьи направления подготовки связаны с выпуском специалистов для минерально-сырьевого комплекса страны. Сегодня наше объединение насчитывает уже более 100 участников, оно создано для развития академической мобильности и поиска наилучших путей развития высшей школы. А в конечном итоге — для повышения эффективности работы ключевых отраслей, которые обеспечивают стабильное развитие отечественной экономики.
На базе Санкт-Петербургского горного университета также работает Международный центр компетенций в области горнотехнического образования под эгидой ЮНЕСКО. Его основными задачами являются унификация образовательных стандартов, разработка и внедрение единой для всего мира системы аттестации на звание горного инженера, интенсификация научных исследований, направленных на повышение эффективности работы добывающих и перерабатывающих компаний, а также снижения объёмов загрязнения природы. Сеть наших партнёров насчитывает уже более сотни технических университетов, энергетических и горнорудных компаний в различных странах мира.
Учёные Горного университета получили тысячи патентов, сотни медалей престижнейших международных выставок, десятки правительственных премий и наград. Это следствие научной деятельности, имеющей широкое практическое применение. Трендом последних десятилетий стали изыскания в области сокращения антропогенного воздействия на окружающую среду, развития СПГ-сегмента, повышения коэффициента извлечения нефти, разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородов.
Наши усилия в части повышения качества профессорско-преподавательского состава, модернизации инфраструктуры, интеграции в международное научно-образовательное пространство были по достоинству оценены британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds. Это одно из трёх наиболее авторитетных международных агентств, которые ежегодно ранжируют лучшие вузы мира.
Горный университет вот уже семь лет подряд входит в топ-20 предметного рейтинга QS по направлению «Инженерное дело - добыча полезных ископаемых и горная промышленность». Сейчас, несмотря на сложную геополитическую ситуацию, мы занимаем там 6 место. Ни одно другое российское высшее учебное заведение за всю историю не сумело достигнуть столь впечатляющего результата.