Факультет фундаментальных и гуманитарных дисциплин

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Научные школы факультета фундаментальных и гуманитарных дисциплин

История развития научных школ факультета фундаментальных и гуманитарных дисциплин

Направления научных исследований на факультете всегда были связаны с изучением широкого спектра гуманитарных и естественнонаучных проблем, имеющих большое значение для народного хозяйства страны и подготовки квалифицированных кадров для минерально-сырьевого комплекса.

Гуманитарное образование в подготовке горных инженеров

Основателем научной школы можно считать И.С. Рижского. Большой вклад в развитие научной школы внесли Е.П. Гребенка и А.М. Лоранский. В советский период одними из самых видных представителей научной школы были К.А. Иванова, М.И. Лихоманов и Э.Д. Попова. В настоящее время научную школу возглавляет профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории В.Г. Афанасьев.

Рижский Иван Степанович

11111.jpg1786 – 1802 гг. - преподавал в Санкт Петербургском Горном кадетском корпусе в чине губернского секретаря латинский и французский языки, риторику, логику, пиитику, историю и географию.
1790 и 1796 годы - издал два сделавшиеся знаменитыми руководства, признанные в свое время классическими, а именно «Логику» и «Риторику», под следующими полными заглавиями: «Умословие, или умственная философия» и «Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском Горном Училище», посвященный управляющему Горным училищем В. Попову. Сочинения Рижского, несколько раз переизданные и приобретшие обширный круг читателей, долгое время служили руководствами при чтении лекций в Харьковском, Казанском и Московском университетах.
1795 год - издан сделанный Рижским перевод с французского книги академика П.С. Палласа «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области». Именно после издания трудов Палласа о Крыме многие видные авторы - И.М. Муравьёв-Апостол, А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, А.С. Грибоедов - серьезно заинтересовались этим краем и предприняли поездки на Юг. В итоге русский читатель впервые по-настоящему открыл для себя Крым, доселе неведомый и казавшийся почти враждебным, а русская национальная литература обогатилась ценным художественным материалом.

Гребенка Евгений Павлович

11112.jpg1841 – 1848 гг. - преподавал русский язык и литературу в Институте корпуса горных инженеров. Поэт, баснописец, и беллетрист. Автор многих литературных произведений на русском и украинском языках.
1843 год - написал стихотворение «Очи черные», которое сразу стало популярным.
1843-1844 гг. - написал роман «Чайковский» о быте казачества Малороссии, который высоко оценил известный литературный критик В.Г. Белинский.

 

 

Лоранский Аполлон Михайлович

11113.jpg1870 – 1913 гг. - инспектор Горного института, преподаватель горной статистики. В «Горном журнале» в разное время помещал статьи, относящиеся к горнозаводской промышленности, активно выступал с докладами в Обществе содействия русской промышленности.
1873 г. - по случаю столетнего юбилея Горного института, издал «Исторический очерк Горного института».
1876 г. - издал курсы «Статистики горных ископаемых» и «Горной статистики» (переизданы в 1895 году).
1886 г. - составил доклад об улучшении свеклосахарной промышленности для Комитета министров Российской империи.
1893 – 1899 гг. - выступал составителем сборников статистических сведений о горнозаводской промышленности России, издаваемых Горным Ученым комитетом.
1895 г. - издал «Сборник статистических сведений о горнозаводской промышленности России за 1893 г.».
1900 г. - составил и издал краткий исторический очерк административных учреждений Горного ведомства в России за период 1700-1900 гг.

Иванова Кира Александровна

11114.jpg1966 – 1971 гг. - заведовала кафедрой истории КПСС.
1973 г. - под ее руководством преподавателями и сотрудниками кафедры к 200-летию Горного института была написана историческая часть монографии «Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени горный институт им. Г.В. Плеханова. 1773-1973 гг.».
1977 г. - руководила разработкой «Положения об общественно-политической практике студентов Ленинградского горного института им. Г.В. Плеханова».

 

 

Лихоманов Михаил Иванович

11115.jpg1971-1984 гг. - заведовал кафедрой истории КПСС.
1975 г. - издал монографию «Хозяйственно-организационная работа партии в деревне в первый период Великой Отечественной войны (1941-1942)».
1980 г. - принял участие в издании коллективных монографий «Организаторская и массово-политическая работа партийных организаций РСФСР в тылу. 1941-1945» и «Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945».
1985 г. - издание совместной с Л.Т. Позиной и Е.И. Финогеновым монографии «Партийное руководство эвакуацией в период Великой Отечественной войны».

 

Попова Эмилия Дмитриевна

11116.jpg1970 – 1991 гг. - работала в Ленинградском Горном институте.
1981 г. - активно работала в Василеостровском районом отделении общества «Знание»; издала работу «Пропаганда важнейших партийных документов».
1982 г. - была награждена почетной грамотой Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР за высокое лекторское мастерство.
1984 г. - защитила докторскую диссертацию.
1985 – 1990 гг. - заведовала кафедрой истории КПСС.

Культура устной и письменной речи в техническом вузе
Научная школа сформировалась в середине 90-х годов XX века и опирается на лучшие традиции отечественной академической риторики, связанные с именем теоретика и практика российского красноречия, философа, логика, переводчика учебно-научной литературы, автора «Опыта риторики» Ивана Степановича Рижского. У истоков научной школы стояли преподаватели кафедры русского языка и литературы, которую возглавляла профессор, доктор филологических наук И.Г. Проскурякова. В дальнейшем деятельность научной школы была продолжена под руководством доцентов, кандидатов филологических наук В.В. Кудряшовой и Н.А. Егоренковой. В настоящее время научные исследования в рамках научной школы «Гуманитарное образование в подготовке горных инженеров» возглавляет профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и литературы Д.А. Щукина.

Ирина Григорьевна Проскурякова

11117.jpg1984 – 2002 гг. - заведующая кафедрой русского языка и литературы, директор Центра русского языка и культуры, руководитель международных образовательных программ с университетами США, Италии, Франции, Финляндии и др.
1996 год - создала Центр довузовской подготовки студентов-иностранцев.
1997 год - впервые среди технических вузов Санкт-Петербурга в СПГГИ была открыта система подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного направления через аспирантуру по специальности «Русский язык»; создан учебник, по которому изучают русский язык во многих российских и зарубежных университетах.
2001 год - разработана и опубликована (как приложение к первому номеру журнала «Мир русского слова») учебная программа «Русский язык и культура речи» для студентов, оснащенная компьютерным вариантом конспектов лекций, практических занятий и учебными пособиями: «Практикум по культуре речи: Нормы современного русского литературного языка», имеющий гриф УМО Министерства образования РФ (2000 г.), «Пособие по научному стилю речи для вузов технического профиля» (2003 г.).

Философия и методология научного познания и проблемы преподавания философских дисциплин в техническом вузе

У истоков научной школы стоит первый заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, профессор Л.В. Смирнов. Большой вклад в развитие школы внесла профессор М.С. Козлова. В настоящее время научные исследования в рамках научной школы «Гуманитарное образование в подготовке горных инженеров» возглавляет профессор, доктор философских наук, Б.Я. Пукшанский.

Смирнов Лев Васильевич

11118.jpg1963 – 1979 гг. -- возглавлял кафедру философии и основал научную школу. Все его труды, кандидатская и докторская диссертации были посвящены разработке проблем методологии научного познания. Руководил методологическими семинарами по истории и методологии науки в Горном институте и за его пределами.
1971 год - опубликовал монографию «Вероятность и ее роль в научном познании», которая получила широкое признание философской общественности.
1976-1980 гг. - работал экстра-ординарным профессором на кафедре «Философии» Краковской горно-металлургической Академии в Польше.
Л.В. Смирнов - автор ряда работ по логике и методологии научного познания, по проблеме соотношения возможности, вероятности и действительности. Наиболее значимые научные результаты им получены в разработке философского понимания вероятностно-статистических методов познания, в частности - вероятностной модели развития.
Награжден Почетным знаком «Отличник высшей школы».

Козлова Мария Семеновна

1979-1988 годы - заведующая кафедрой философии.
Автор концепции диалектики познания и трактовки проблем субъектно-объектного анализа. Предложила ныне широко апробированную концепцию гуманитарного знания, основанную на обращении к гуманистике как форме «живого опыта», предполагающего личную причастность человека.
1983 год - опубликовала работу (в соавторстве) «Диалектика познания. Компоненты, аспекты, уровни». В создании книги приняли участие члены кафедры и ряд ведущих советских философов. Монография сыграла важную роль в развитии теории философского и научного познания и до сих пор является авторитетной в российской эпистемологии.
На протяжении многих лет занималась исследованием творчества крупнейшего мыслителя XX в. Л. Витгенштейна. Впервые в отечественной литературе дала детальный анализ концепции этого выдающегося философа, в частности, функционально-деятельную концепцию языка. Является переводчиком и издателем основных философских произведений Витгенштейна.