ПРОЕКТ

СТРАТЕГИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО КОРЕННОМУ УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ.

       1. Главная задача университета – обеспечить формирование новых знаний, навыков и опыта, позволяющих выпускнику быть высококвалифицированным специалистом и «Усердием к делам отечества» развивать минерально-сырьевой комплекс. Развивая горное производство, тем самым, способствовать прогрессу и следовать заветам Императрицы Екатерины II, великой основательницы Горного университета

«Способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.»
«Сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.»

Екатерина II

       2. Перестройка высшего инженерного образования должна рассматриваться как одна из неотложных, важнейших задач ускорения социально-экономического развития страны, современной кадровой политики.

       3. Университет призван оказывать долговременное, все возрастающее воздействие на ускоренное движение общества вперед, динамичное преобразование экономики, совершенствование общественных отношений, коренную перестройку всех сторон его жизни. Особая роль принадлежит ему в развитии гуманизации общества, духовной культуры народа, в активизации человеческого фактора. Исходя из этого необходимо выйти на новый уровень качества подготовки специалистов в тесной связи с коренным улучшением их использования, обогатить идейно-теоретическое, гуманитарное содержание высшего образования, усилить его связь с общественной практикой.

       4. Обеспечить подготовку кадров, сочетающих глубокую профессиональную компетентность и идейную убежденность, высокую культуру, гражданскую активность, воспитанных в духе нравственности и патриотизма. Формировать у специалистов стремление к постоянному обогащению и обновлению знаний, современное экономическое мышление, навыки научной организации управленческой деятельности, способности инициативно и ответственно решать задачи научно-технического, социального и культурного прогресса.

       5. Обеспечить переход к подготовке специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных, общенаучных, общепрофессиональных знаний и направленной практической подготовки. Для более полного учета интересов отраслей национальной экономики в процессе обучения студентов проводить специализацию их подготовки с участием профессиональных сообществ рынка труда. 

       6. В соответствии с потребностями отраслей экономики и основными тенденциями развития науки и техники обеспечить постоянную ревизию (пересмотр) номенклатуры специальностей, предусмотрев открытие новых специальностей и специализаций, а также закрытие устаревших.

       7. Дифференцировать содержание и сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности – проектной, технологической, технической, конструкторской, эксплуатационной, управленческой, исследовательской и другой. Усилить междисциплинарные связи изучаемых дисциплин. Обеспечить непрерывное, на протяжении всего периода обучения, экономическое образование, а также правовую и экологическую подготовку студентов.

       8. Адаптация выпускника к потребностям рынка - это переход к подготовке специалиста с высшим образованием (5÷6 лет подготовки) с защитой дипломного проекта и присвоением квалификации «Инженер». По желанию в конце 4 года обучения (на основе общеобразовательных, общеинженерных дисциплин и дисциплин по специальности (направлению) подготовки) после подготовки и защиты квалификационной работы может присваиваться международная квалификация «Бакалавр». При этом используется единая  образовательная программа по объёму и содержанию общеобразовательных, общеинженерных дисциплин и специальности (направления) подготовки. Предметы по специализации включаются в 5÷6 год обучения.

       9. Теоретические знания закреплять: навыками в учебных лабораториях, на полигонах (до 10% учебных планов); опытом, получаемым на производственных площадках, и дополнительными профессиональными компетенциями – в период всего обучения.

       10. Фундаментальная подготовка студентов по направлению «Магистратура» предусматривает преподавание специальных дисциплин на уровне высших достижений современной науки. На основе математизации общенаучных и специальных дисциплин добиваться овладения специалистами современными методами и средствами научного анализа.

       11. «Магистратура» должна оставаться по всем направлениям как специальное научно- образовательное направление с двухлетним обучением с защитой научной выпускной работы – магистерской диссертации и должна быть рассчитана на не более 10% обучающихся. Как направление, позволяющее принимать иностранных граждан стран, имеющих многоуровневую систему подготовки, с получением квалификации «Магистр».

       12. «Аспирантура» должна обеспечить подготовку научно-педагогических кадров для вузов и научного обеспечения развития экономики. Для поступления необходимо иметь Диплом «специалист высшего образования» со сроком обучения 5 и более лет или Диплом «магистра», иметь задел в научных исследованиях, обладать организаторскими способностями, подтверждёнными характеристикой-рекомендацией, выдаваемой университетом. Главной задачей образовательного процесса является овладение  педагогической компетенцией и научной на уровне, позволяющем защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук до окончания «Аспирантуры».

       13. Развитие предпринимательства в научной среде должно реализовываться внедрением научных результатов – опытного промышленного продукта, полученного в лабораториях и опытно-промышленных условиях на производстве с участием в уставном капитале учёных и университета.

       14. Формировать в студенческих коллективах обстановку активного творческого труда по овладению знаниями, атмосферу принципиальной взаимной требовательности. Всемерно развивать и поощрять состязательность студентов в учебе, воспитывать у них целеустремленность, волю, усердие, высокую ответственность за результаты своего труда.

       15. Совершенствовать систему формирования конкурентной среды будущих специалистов в течение всего срока их обучения. С этой целью:

  •     улучшить организацию экзаменов и зачетов как важного инструмента объективной и строгой оценки знаний студентов;
  •     решительно отчислять уже на младших курсах студентов, допускающих безответственное отношение к учебе;
  •     практиковать в высших учебных заведениях аттестацию студентов дневных отделений по завершении изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин. По ее результатам осуществлять распределение по специализациям, отбирать лучших студентов на углубленную подготовку;
  •     поднять роль итоговых оценок полученных знаний в обеспечении взыскательной оценки качества подготовки специалистов.

       16. Повысить уровень организации учебного процесса - важного фактора воспитания студентов в духе высокой дисциплины и собранности. Обеспечивать рациональное расписание занятий, четкую работу кафедр, лабораторий, библиотек, всех подразделений, создавать благоприятные условия для творческой работы преподавателей и студентов. Решительно укреплять дисциплину, дорожить каждым часом занятий. Категорически запретить в учебное время проведение общественных мероприятий и отвлечение студентов на работы, не связанные с учебным процессом.

       17. Установить, что на каждом этапе обучения студентов их производственная, практическая подготовка осуществляется совместно с базовыми предприятиями, учреждениями и организациями на принципах совмещения учебы с производственными навыками.

       18. Создать на базе ведущих компаний учебно-научно-производственные комплексы, объединяющие филиалы кафедр, совместные научно-исследовательские подразделения, экспериментально-производственные участки для получения практических навыков студентов, аспирантов и повышения уровня компетенции преподавателей.

       19. В целях практического закрепления профессиональных знаний и навыков у выпускников высших учебных заведений по полученной специальности, повышения их ответственности за результаты трудовой деятельности, улучшения использования специалистов в экономическом секторе установить, что после трех лет работы молодой специалист должен проходить специальную аттестацию, по результатам которой ему присваивается квалификация «профессиональный инженер» и выдается квалификационный сертификат. Итоги аттестации, проводимой на предприятиях и в организациях с участием высших учебных заведений, рассматривать как важный критерий качества подготовки специалистов в высшей школе в овладении профессиональными компетенциями и учитывать при оценке деятельности вуза.

       20. Привлекать к учебному процессу ведущих специалистов с производства, профессорско-преподавательский состав высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), с прохождением повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года, с постоянным совершенствованием педагогического мастерства и педагогических компетенций.

Ректор Санкт-Петербургского горного университета
В.С. Литвиненко.